«У Таджикистана и России нет больше нерешенных проблем»,- заявил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов на пресс-конференции во время официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в нашу республику. Успешному решению существующих между двумя государствами проблем во многом способствовали усилия как таджикских, так и российских дипломатов. И в первую очередь, конечно, Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ В РТ Максима Пешкова. О том, как он оценивает произошедшее и какие последуют за этим шаги Максим Пешков поделился в интервью с корреспондентом НИАТ «Ховар».
– Моя оценка полностью совпадает с той, которую дали президенты двух государств в Душанбе. Этот визит явился своего рода переломным этапом в экономическом сотрудничестве обоих стран. Были подписаны очень важные соглашения об участии России в строительстве Сангтудинской и Рогунской ГЭС. Это важные объекты, как для Таджикистана, так и для региона в целом. Не секрет, что за последние 10-12 лет особой инвестиционной активности в этой области не было, особенно со стороны Российской Федерации. Теперь, -как заявил Владимир Путин, – Россия готова инвестировать в эти и другие объекты Таджикистана в ближайшие 5-7 лет около двух миллиардов американских долларов. Кроме того, подписан очень солидный пакет двусторонних документов, включая давно обсуждавшиеся вопросы по трудовой миграции, военному сотрудничеству, важных для развития дальнейшего нашего взаимодействия.
– Началась ли работа по практической реализации обещанных экономических проектов и если нет, то когда она начнется?
– Работа уже началась. Соглашением по Сангтудинской ГЭС предусмотрены определенные временные рамки. До 1-го января 2005 года должен быть произведен расчет реальной стоимости объекта. В ближайшее время должны состояться российско-иранские переговоры, потому что иранская сторона тоже заинтересована в строительстве Сангтудинской ГЭС и готова выделить на эти цели до 150 миллионов долларов США. Россия выделяет на этот же объект 250 миллионов американских долларов, двести миллионов из которых выделяются непосредственно из бюджета Российской Федерации. Строительство объекта должно быть завершено в течение четырех лет. Что касается Рогунской ГЭС, то российские специалисты там тоже работают, идет изучение и анализ данного объекта с тем, чтобы иметь ясную картину, как продолжить его строительство в дальнейшем.
Также достигнута договоренность о том, что «Русский Алюминий» построит на юге Таджикистана еще один алюминиевый завод. Сейчас ведется работа по подбору конкретной местности, где будет располагаться будущий завод. Необходимо, чтобы он располагался в достаточной близости от железной дороги, и имелось достаточное энергетическое обеспечение. Также «Русский Алюминий» проведет реконструкцию двух цехов Таджикского алюминиевого завода.
– Как отнеслись соседние с Таджикистаном государства к открытию российской военной базы?
– Как отнеслись к этому событию соседи Таджикистана, я не знаю. Это надо спросить у ваших соседей. Но говорить об открытии российской военной базы не совсем верно, потому что фактически меняется только юридический статус 201-ой дивизии. Она как была здесь, так и останется, и будет выполнять те же самые функции, что были у нее и прежде.
– Не предполагается ли ее укрупнение?
– Нет, ее достаточно для тех задач, которые она выполняет.
-Во время Саммита глав государств организации ЦАС президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что он приветствует вступление России в эту организацию еще и потому, что она может влиять на разрешение сложных конфликтных вопросов в регионе. Может ли Россия повлиять на Узбекистан в решении проблем разминирования таджикско-узбекской границы и транспортных проблем?
-Разговора на эту тему в рамках Саммита не было. Однако из прессы мы знаем, что узбекская сторона уже заявила о своей готовности разминировать границы, но пока до конкретных действий дело еще не дошло. Что касается транспортной проблемы, я думаю, что этот разговор будет продолжаться не только в рамках организации ЦАС, но и в рамках СНГ и, возможно, ШОС. Проблема тарифов за перевозки волнует все Центрально-азиатские государства и Россию тоже. Эти тарифы не устраивают многих бизнесменов и других граждан наших государств. Я думаю, что вопрос будет решаться, если не на уровне всего СНГ, то хотя бы в рамках ЦАС или ШОС.
-Введение заграничных паспортов. Не является ли это этапом или ступенью к введению визового режима между нашими странами?
-Нет, не является. Это совсем разные веши. Сейчас на пространстве СНГ существуют громадное количество документов, по которым разрешено пересечение границ. Как известно, подписан документ о безвизовых поездках граждан. Это касается, прежде всего, граждан государств-членов ЕврАзЭс. К этому соглашению имеется протокол, где перечислены документы, разрешающие перемещение граждан внутри этого Сообщества. Причем эти документы для каждой страны разные. Для Таджикистана и России это пять документов – три вида загранпаспортов, паспорт моряка и свидетельство на возвращение. Данное решение было принято в рамках СНГ и к введению визового режима оно не имеет никакого отношения.
-Разрешилась ли проблема поэтапной передачи госграницы Таджикистана с Афганистаном российскими пограничниками своим таджикским коллегам?
-Таджикская сторона заявила о том, что она готова сама охранять границу с Афганистаном. Соглашением от 25 мая 1993 года о статусе пограничных войск РФ в РТ предусмотрено, что мы берем на себя обязательство по подготовке профессиональных кадров погранвойск и, по мере готовности, будем постепенно передавать охрану границы таджикским пограничникам. Процесс этот начался еще в 1998 году, когда первый участок -73 километра в районе Калаи Хумба был передан таджикской стороне. Вторым этапом мы передали пропускные пункты аэропортов городов Душанбе и Худжанда, третьим -в декабре 2002 года был передан участок границы с Китаем в Мургабском районе. В нынешнем году состоится передача границы на Памире на участке Хорогского, Ишкашимского и Калаихумбского погранзастав. В следующем году предусмотрена передача Московского и Пянджского погранотрядов и некоторых структур, которые находятся в Душанбе. Здесь остается российская оперативная пограничная группа. Также мы продолжим обучение таджикских пограничников.
-Максим Александрович, как вы думаете, прекратится ли негативная подача таджиков и таджикской тематики в российских СМИ, в связи с успешными переговорами в Душанбе?
-Если вы читали отдельные российские публикации, к примеру в «Московском комсомольце» или в «Коммерсанте» по итогам официального визита российского Президента в Таджикистан, явно злобствующие и иронизирующие, становится ясно, что в России и в Таджикистане есть силы, которые крайне не заинтересованы в развитии дружественных отношений между нашими странами. Конечно, таких сил хватает и за рубежом. Страны я называть не буду, они достаточно хорошо известны. Материалы, которые в невыгодном свете рисуют и Таджикистан, и обстановку в Таджикистане, и самих таджиков инициируются как раз такими силами. Я думаю, что постепенно, по мере того как будут развиваться наши экономические отношения, эта волна будет уходить. Она пойдет на убыль и после подписания соглашения по вопросу о трудовой миграции, потому что этот документ решает довольно много вопросов и фактически создает самые привлекательные условия для сезонных работников из Таджикистана, но только для тех, кто будет работать в России на легальных условиях. В настоящее время в Госдуме в третьем чтении принят закон, который устанавливает очень высокий штраф для работодателей, использующих нелегальную рабочую силу, – порядка трехсот тысяч рублей или около 10 тысяч долларов США. В настоящее время этот штраф составляет две или три тысячи рублей. Таким образом, работодателю будет выгоднее заключать нормальный трудовой договор, чем платить столь высокие штрафы. Кроме того, в России будут приниматься меры, чтобы как-то облегчить сам процесс регистрации, легализации и оформления трудовых договоров. Есть идея создания электронной биржи труда, через которую будет легче получить работу в том или ином регионе России и оформить трудовые договоры без участия посредников. Вся эта работа требует определенного времени, но я думаю, что постепенно все будет приходить в порядок.
-Спасибо, Максим Александрович, за то, что нашли время для интервью нашему агентству. Желаем успехов в ваших усилиях по дальнейшему укреплению таджикско-российских межправительственных отношений.
ХОВАР