СИБОЛАНГИТ (провинция Северная Суматра, Индонезия), 15 мар – РИА “Новости”. Злейший враг человека – сам человек, гласит первый из четырнадцати принципов жизненной философии, которые заставляют учить наизусть наркоманов, поступающих в расположенный в индонезийском городке Сиболангит Центр реабилитации.
Не менее верно звучат и другие принципы: “Главная глупость человека – стремление обмануть” или “Главная ошибка человека – пренебрежение собой”.
Сам находящийся в горном районе провинции Северная Суматра центр, на первый взгляд, больше всего напоминает не место принудительного лечения, а хороший детский сад. Ярко раскрашенные в разные цвета стены похожих на “кукольные” зданий, пробегающий по территории звонкий ручей, ухоженный сад. “Все это – тоже элементы терапии”, – говорит привезший корреспондента РИА “Новости” в Сиболангит исполнительный секретарь индонезийского Движения против наркотиков (ДПН) Зулкарнаин Насутион.
“Яркие краски – своего рода лечение цветом. Ручей является местом ежеутренней медитации, а работа в саду – трудовая терапия, а также помощь желающим обзавестись профессией садовника”, – продолжает он.
Однако главным компонентом лечения, по словам Зулкарнаина, является применение джаму – средств традиционной индонезийской медицины.
По некоторым данным, и по сей день до 80% из 240 миллионов обитателей крупнейшего архипелага планеты отдают этим смесям различных трав, корешков, коры деревьев и цветов, секреты составления которых передаются из поколения в поколение, предпочтение перед современной фармакопеей.
“Но то джаму, которым мы пользуемся здесь, коренным образом отличается от используемого обычно”, – рассказывает РИА “Новости” занимающийся в Центре составлением лекарственных препаратов Касман.
“Обычное джаму предназначено для лечения какой-то одной болезни, тогда как используемые нами смеси ставят перед собой множество целей”, – продолжает он. Среди них – и общеукрепляющее и тонизирующее воздействие, и очистка организма, и ускорение обмена веществ. К тому же, на четырех этапах лечения применяются разные джаму, соответствующие именно той стадии, на которой находится реабилитируемый.
“Весь первичный курс лечения в центре обычно занимает шесть-семь месяцев”, – рассказывает Зулкарнаин. “Однако многие остаются здесь и дольше, чтобы закрепить успех или освоить необходимые для новой жизни специальности. Ведь мы обучаем садоводству, животноводству, менеджменту и даже информатике”, – подчеркивает он.
Пребывание в Центре обходится недешево (особенно по индонезийским меркам): около $550 в месяц. Впрочем, это не так уж и много, если вспомнить о том, что его деятельность финансируется лишь из фондов ДПН, а государство выделяет этой неправительственной организации средства только на ведение превентивной работы. К тому же, как рассказывает Зулкарнаин, цена устанавливается в каждом случае индивидуально, и те, кому подобные расходу не по силам, получают существенные скидки. “Богатые субсидируют бедных”, – улыбается секретарь.
Впрочем, он является убежденным противником полностью бесплатного лечения. Люди ценят что-то только тогда, когда они платят за это, считает собеседник агентства. Главное здесь – чтобы плата была по силам.
“Как показывает наш опыт, после первых успехов лечения семья бывшего наркомана очень часто становится из нашего союзника его самым опасным врагом”, – говорит он. Приезжающие в центр родители и другие родственники начинают умиляться тому, как окреп и хорошо выглядит тот или иной из наших подопечных, забывая о том, что процесс реабилитации только начался.
“Именно поэтому мы резко ограничиваем свидания с родными, полностью запрещая их на протяжении первых шести месяцев пребывания в нашем центре, – рассказывает собеседник агентства. – Кроме того, о цене мы говорим не с самим поступающим на лечение, а с его семьей. Это имеет еще тот плюс, что никто из проходящих реабилитацию не знает, во что обошлось семье его пребывание у нас, а значит, не может потребовать каких-то льгот или поблажек: отношение ко всем у нас абсолютно одинаковое”.
Подобный подход приносит свои плоды: из 217 уже прошедших курс лечения в Сиболангите наркоманов к ядовитому дурману вернулось лишь менее 40%. “Это очень хороший показатель, – с завистью комментирует посетивший Центр вместе с корреспондентом РИА “Новости” депутат малайзийского парламента Идрис Харон. “У нас успехом считаются даже 30-40% излечившихся”, – добавляет он.
В этот день на территории Центра находятся лишь те, кто поступил в него на протяжении последних двух месяцев: несколько десятков наиболее далеко продвинувшихся по пути реабилитации уехали для участия в проходящем в столице футбольном турнире между аналогичными учреждениями всей Индонезии.
Однако даже некоторые из “новичков”, оставшихся в Сиболангите, уже избавились от ножных оков, в которые здесь заковывают только что поступивших, и по собственной инициативе занимаются на воздухе физкультурой.
“Главное сокровище человека – здоровье”, – цитирует “14 правил” один из питомцев Центра, 17-летний Абдулла.
РИА