Tajik Development Gateway на русском языке > НОВОСТИ > Таджикистан может воспользоваться кыргызским опытом создания пастбищных комитетов

Таджикистан может воспользоваться кыргызским опытом создания пастбищных комитетов

Душанбе. 16 августа. ТаджикТА - Татьяна Большакова. Механизм создания пастбищных комитетов в Кыргызстане заслуживает внимания и возможен к применению в Таджикистане, сообщает Таджикское телеграфное агентство (ТаджикТА)  в субботу.
«К такому выводу пришли участники таджикской делегации, посетившие соседнюю страну с 4 по 11 августа с целью обмена опытом и знаниями в рамках проекта Европейского союза FLERMONECA - «Управление лесами и биоразнообразием, включая мониторинг окружающей среды», реализуемого Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ)», - отмечается в сообщении GIZ.
По информации источника, Кыргызстан добился большого прогресса в осуществлении реформ по управлению пастбищами, и его опыт может быть использован для дальнейших реформ в Таджикистане.
В частности, таджикская делегация посетила 10 пастбищных комитетов (ПК) в Жалал-Абадской, Ошской, Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской областях, встретились с пользователями пастбищ, главами айыльных округов, членами местных кенешей.
По словам одного из участников, Комилджона Ибрагимова из пастбищно-мелиоративного треста Согдийской области Таджикистана, как выяснилось, перед регистрацией ПК важно провести разъяснительную работу в среде фермеров-животноводов, пользователей пастбищ, показать им, какие преимущества может дать образование этих комитетов и совместное участие в управлении пастбищами.
«Успех ПК во многом обусловлен участием в каждом из них необходимых ключевых лиц - от специалистов-животноводов, до правоведов и народных депутатов. Поэтому  вместе они способны эффективно решать все вопросы в деятельности пастбищного комитета», - отметил он.
Участники поездки были впечатлены ростом доходов пастбищных комитетов в Кыргызстане и производственными результатами местных животноводов в результате осуществленных реформ.
«В настоящее время доходы одного пастбищного комитета, не считая донорской поддержки, достигают $20-30 тыс. в год, что позволяет им самостоятельно решать первостепенные задачи, такие как: устройство дорог, строительство или ремонт небольших мостов и переходов, создание водопоя для скота. Отдельные пастбищные комитеты позволяют себе и социальные программы, в частности ими были созданы летние детские лагеря в юртах для детей пастбищепользователей», - рассказывает Джумахон Муродов, координатор программы GREAT (CARITAS) в Муминабадском районе Таджикистана.
Он считает, что во многом успех этих реформ в Кыргызстане обусловлен демократичным законом «О пастбищах», значительно расширившим круг возможностей пастбищных комитетов, а также благодаря активной поддержке со стороны GIZ и других доноров.
«Таджикистан сравнительно недавно принял свой закон «О пастбищах», нам еще предстоит пройти путь его адаптации к реалиям нашей жизни. Кыргызский опыт будет полезен для наших реформ, хотя возможно, в таджикском случае потребуются и другие собственные механизмы, так как наши условия владения пастбищами несколько отличаются от тех, что в Кыргызстане или иных странах Центральной Азии», - добавил Муродов.
Ведущий специалист главного управления агентства «Таджиклес» Махмаджон Вохидов, также являвшийся участником ознакомительного тура, считает, что в Таджикистане реформы в сфере управления пастбищами неизбежны и данная поездка еще раз показала это.
«Кыргызстан ушел далеко вперед в своем развитии в деле управления пастбищами, что позитивно отразилось на показателях фермерских хозяйств, - отметил он. - В среднем сегодня одна кыргызская семья на селе владеет 60 головами разного скота и, фактически, это уже является их основным доходом. Пастбищные комитеты показывают неплохую доходность от сборов средств его участников. Нам необходимо начать свои реформы, начав с внесения изменений и дополнений в национальное законодательство. Для этого нужна серия экспертных круглых столов и республиканских конференций с привлечением представителей всех заинтересованных правительственных ведомств, конкретных специалистов в сфере управления пастбищами, международных консультантов и, конечно, непосредственно самих пастбищепользователей».