Tajik Development Gateway на русском языке > Архив новостей за 2002-2007 годы > Что даст палестинцам референдум о национальном согласии?

Что даст палестинцам референдум о национальном согласии?

Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.

Глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас объявил о проведении референдума по «Документу о национальном согласии», предлагающему создание независимого государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме в границах, существовавших до арабо-израильской войны 1967 года. Решение Аббаса вызвало массу споров внутри палестинского истеблишмента. Но очевидное большинство рядовых палестинцев выступает за референдум. Согласно опросам общественного мнения палестинского Университета Бир-Зейт, 77% палестинцев поддерживают идею проведения референдума и готовы сказать «да» «Документу о национальном согласии».

Что означает это «да» и о каком документе речь? Палестинцы готовы проголосовать за создание правительства национального единства, прекращение склок между различными группировками, которые не ограничиваются стенами парламента, а выливаются на улицы палестинских городов и ведут к жертвам среди населения. Они также надеются (по крайней мере, так утверждает Аббас), что после принятия документа с палестинских территорий будет снята экономическая блокада. Она была введена международным сообществом после победы на парламентских выборах в январе этого года Исламского движения сопротивления (ХАМАС), которое отказывается признать государство Израиль.

Формально глава ПНА прав. Провозглашение государства Палестины в границах 1967 года является косвенным признанием палестинцами права Израиля на существование. И это является одним из основных условий снятия блокады. Но дело в том, что международное сообщество требует этого не вообще от палестинцев, а от ХАМАС, а как раз это движение, вместе с «Исламским джихадом», намерено бойкотировать референдум. Хотя ранее палестинские исламисты поставили было свою подпись под «Документом о национальном согласии».

Напомним, что он был составлен высокопоставленными представителями различных палестинских группировок, отбывающими сроки заключения в израильских тюрьмах. Это единственный общенациональный документ, подпись под которым поставили члены и ФАТХа, и ХАМАСа, и «Исламского джихада», и Демократического и народного фронтов освобождения Палестины. Впервые представители палестинских исламистов официально заявили о возможности провозглашения государства в границах 1967 года. До того эти рубежи рассматривались ими лишь как промежуточная цель.

Но проблема этого «Документа заключенных» оказалась в том, что он так и не стал основой для соглашений палестинских лидеров, которые находятся на свободе – на территории, подконтрольной ПНА, и в эмиграции. И после того как Аббас объявил о дате референдума, члены ХАМАС и «Исламского джихада» отозвали свои подписи.

Причина тут не в разногласиях по поводу Израиля и мирного процесса, а в борьбе за власть. Так что вряд ли референдум примирит представителей различных группировок, даже если народ проголосует за национальное согласие. Кроме того, если международное сообщество не увидит смягчения позиции исламистов, то оказание экономической помощи палестинцам будет так же ограничено, как и раньше.

Возможно, что, идя на референдум вопреки всему, Аббас рассчитывает, что ХАМАС, который позиционирует себя как выразитель народных чаяний, смягчит свои позиции. Ему будет проще пойти на уступки, подчиняясь воле народа. Так, в беседе с обозревателем «РИА Новости» один из высокопоставленных функционеров ФАТХ Набиль Шаат не исключил, что, если палестинцы проголосуют за создание государства в тех границах, о которых идет речь, то ХАМАС будет легче признать палестино-израильский переговорный процесс. «Сейчас они с этим не согласны, но постепенно могут к этому прийти», – сказал он.

Однако и здесь есть свои нюансы. Дело в том, что переговорного процесса на данный момент не существует. Даже если ХАМАС в отдаленной перспективе признает Израиль и «Документ о национальном согласии» будет им подписан, это в какой-то степени удовлетворит международное сообщество, ну уж никак не израильских политиков, которые находятся сейчас у власти. То есть государство, за создание которого готовы отдать голос более 70% палестинцев, не сможет появиться на карте мира. По крайней мере, в обозримом будущем.

Приведем две цитаты, которые ярко отражают в той или иной степени мнения большей части израильского и палестинского истеблишмента. Отвечая на вопрос «РИА Новости» о предстоящем референдуме, Набиль Шаат отметил, что в «Документе о национальном согласии» подразумевается, что Израиль должен освободить все оккупированные после войны 1967 года территории, включая Восточный Иерусалим. «Это тот минимум, на который может согласиться палестинский народ. Может идти речь об обмене лишь 1-2% территорий, но не более», – сказал он. В то же время премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, рассказывая на пресс-конференции в Лондоне о своем плане эвакуации еврейских поселений с оккупированных территорий на Западном берегу реки Иордан, заявил: «Мы никогда не согласимся на вывод со всех территорий, поскольку границы 1967 года невозможно защищать». По словам Ольмерта, израильтяне планируют вывести свои поселения с 90% территории Западного берега, а оставшиеся 10% станут предметом переговоров с палестинцами. Ни для кого не секрет, что Израиль собирается оставить за собой крупные поселенческие блоки на оккупированной территории, что поддержано США, а вопрос о разделе Иерусалима сейчас вообще не стоит на повестке дня.

Таким образом, референдум закрепляет в сознании палестинцев мечту, которая в ближайшей перспективе не может сбыться. Сегодня трудно представить, что израильтяне решатся на раздел Иерусалима и возвращение всех оккупированных территорий. «Если этого не произойдет, то мы продолжим борьбу», – заявила «РИА Новости» депутат палестинского парламента Джамиля Сайдам (Jamila Saidam). А она, что примечательно, отнюдь не является членом ХАМАС.

Так зачем же тогда проводить референдум? Только для того, чтобы показать миру, что большинство палестинцев хотят мира и отнюдь не намерены стереть Израиль с карты мира? Если это хоть как-то смягчит позицию стран, которые объявили палестинцам блокаду, то это уже будет плюсом. Но как будут чувствовать себя сами палестинцы, если они, в очередной раз, демонстрируя миру свою демократический выбор, не получат ни мира, ни безопасности, ни экономической и политической стабильности, ни национального согласия?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
ИНТЕРФАКС