ДАМАСК, 20 дек – РИА Новости, Юлия Троицкая. Движение ФАТХ и возглавляющий его председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас использовали все возможности, чтобы уменьшить влияние движения ХАМАС в Палестине, даже пойдя против интересов самих палестинцев, считает живущий в Сирии известный палестинский писатель, публицист и аналитик Ариф аль-Ага.
“Изнутри Палестины на правительство ХАМАС оказывается такое же сильное давление, что и извне, его конкуренты на палестинской политической арене в лице движения ФАТХ вместе с Израилем и Западом не дали ни малейшего шанса этому движению, пришедшему к власти после парламентских выборов зимой этого года, в течение полугода хотя бы попробовать управлять”, – заявил он в интервью РИА Новости.
При этом он отметил, что находившееся у власти в Палестине 30 лет движение ФАТХ несет основную ответственность за резкое ухудшение положения на палестинских территориях, в том числе в сфере безопасности.
“ФАТХ вместе с Аббасом пошли до конца, невзирая на страдания простых людей, чтобы снизить влияние ХАМАС на “палестинской улице” и попытаться снова вернуть себе единоличную и непререкаемую власть, к которой они привыкли за эти годы”, – подчеркнул аль-Ага.
У аналитика нет сомнений в том, что, если бы глава ПНА постарался снять международную блокаду, введенную против палестинцев после прихода к власти правительства ХАМАС, то Запад согласился бы сделать ему такой подарок. “Он обещал содействовать снятию блокады, но вместо этого использовал ее введение, чтобы на волне резкого ухудшения экономического положения на палестинских территориях ФАТХ смог вернуть себе власть на досрочных парламентских выборах”, – добавил аналитик.
Основные разногласия, считает эксперт, между двумя противоборствующими силами на палестинской арене, которые не позволили им прийти к компромиссу о создании правительства национального единства, заключаются в различии взглядов на главные задачи этого кабинета министров. Если ФАТХ, по словам аль-Ага, ставит своей целью при формировании такого правительства получить большинство министерских портфелей и стремится только к снятию блокады, то ХАМАС хочет, чтобы это правительство было способно не только добиться прекращения блокады, но и проводить свою политическую линию.
Вместе с тем аналитик ожидает, что при посредничестве внешних сил, в особенности Египта, будет найден компромисс между двумя движениями для создания такого правительства. Возможно, полагает он, в таком случае ХАМАС все-таки придется передать ФАТХ контроль за некоторыми ключевыми министерствами.
В то же время аль-Ага напомнил, что сейчас исламисты лишь номинально управляют многими ведомствами, например, МВД, министерствами финансов или информации, поскольку, имея своих людей во главе этих структур, они, тем не менее, лишены реальной власти, поскольку те подчиняются только приказам главы ПНА. В частности, говоря о силах безопасности, он рассказал, что они подчиняются непосредственно председателю национальной администрации.
В этой связи вину за эскалацию насилия в Палестине аль-Ага возлагает не на ХАМАС, а на ФАТХ, который руководит службами безопасности.
Он прогнозирует, что ситуация в этой области может ухудшиться, если Аббас захочет использовать карту внутреннего противостояния для подталкивания палестинцев к мысли о необходимости проведения досрочных парламентских выборов. “Сейчас ХАМАС отказывается идти на уступки в этом вопросе, и у Аббаса нет полномочий, чтобы назначить новые выборы, это может сделать только парламент, но глава ПНА хочет вынести на народное обсуждение это предложение, для чего он должен иметь веские причины”, – сказал публицист.
По словам аль-Ага, Аббас способен отправить в отставку нынешнее правительство, но это ему ничего не даст, так как за избрание нового кабинета министров отвечает законодательный совет, где большинство принадлежит исламистам. Эксперт утверждает, что “палестинская улица” однозначно выступает против плана Аббаса провести ранние выборы, опасаясь, что подобное решение приведет к большему расколу палестинского общества и усилению взаимной вражды.
Вместе с тем аль-Ага считает маловероятным начало в Палестине гражданской войны, поскольку для ее развязывания там не существует необходимых этно-конфессиональных факторов, и есть внешний общий враг – Израиль. “Столкновения между различными группировками могут продолжиться, но вряд ли этот процесс охватит весь палестинский народ”, – заметил он.
РИА