Tajik Development Gateway на русском языке > НОВОСТИ > БЕЗОПАСНОСТЬ > Ташкент, выйдя из ОДКБ, и, утратив источник информации, активизировал разведку в России

Ташкент, выйдя из ОДКБ, и, утратив источник информации, активизировал разведку в России

Москва. 10 июня. ТаджикТА – Выйдя из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и, утратив источник военной и другой информации, Ташкент активизировал разведку в России, сообщает Таджикское телеграфное агентство (ТаджикТА) в понедельник.

Как сообщают российские СМИ, практически открытое недовольство федеральной службы безопасности (ФСБ) России и генпрокуратуры РФ (правда, пока это раздражение российские силовики стараются не афишировать) вызывает резко возросшая за последний год активность СНБ Узбекистана в России.

Какого рода информация в России интересует подчиненных генерала Иноятова? Официальная версия - отслеживание влияния «Хизб-ут-Тахрир» и ИДУ на многочисленную общину узбекских граждан в России. Но эта задача далеко не первостепенная, хотя СНБ, безусловно, отслеживает настроения среди граждан Узбекистана в России, поскольку огромная диаспора, находящаяся вне тотального контроля и пропаганды, может стать решающей силой при смене власти в Ташкенте. Подчиненных Иноятова  прежде всего интересуют активы в России дочери президента Узбекистана Ислама Каримова - Гульнары Каримовой и Рустама Азимова - первого вице-премьера, передает iarex.ru.

Среди приоритетов СНБ - информация о позиции России в «водно-энергетическом споре» Узбекистана с Таджикистаном и Киргизией (прежде всего, шаги Москвы по поддержке Рогунской ГЭС), поставки военной техники Таджикистану и Киргизии - союзникам России по ОДКБ.

Раньше эту информацию (или часть её) Ташкент мог получать через органы ОДКБ, но после официального выхода Узбекистана из этого оборонного союза (к которому Россия отнеслась чуть ли не с облегчением) получение такого рода для СНБ стало во многом проблематичной.

Также в зоне особого внимания СНБ планируемые шаги России в Афганистане (Москва практически перестала делиться такого рода информацией).

Наблюдается пока медленная, но все же заметная эволюция позиции России по запросам Узбекистана о выдаче «исламских экстремистов»: если раньше ФСБ и СНБ на территории России проводили совместные операции по задержанию оппонентов ташкентского режима, то сейчас российская сторона начинает все более осторожно относиться к подобным запросам СНБ.

В соответствии с межгосударственными соглашениями, СНБ Узбекистана в рамках партнерского сотрудничества между спецслужбами СНГ имеет официальное представительство в Москве (как и ФСБ, и СВР России в Ташкенте). Но узбекская сторона, в противоречие всем официальным и неофициальным соглашениям старается создать агентурную сеть среди российских граждан.

Особый интерес для СНБ представляют госслужащие и любые лица, которые определяют политику Москвы в Средней Азии.