Tajik Development Gateway на русском языке > НОВОСТИ > Мнение > Таджикская интеллигенция пассивна: ее вина или беда? – эксперты

Таджикская интеллигенция пассивна: ее вина или беда? – эксперты

Душанбе. 14 февраля. «ТаджикТA» - Сайидо Назаров. Таджикское общество устало ждать от своей интеллигенции проявления смелости, активной гражданской инициативы, могущей встрянуть страну от устоявшихся догм и стереотипов при выработке стратегии дальнейшего развития Таджикистана, поднять на качественно новую высоту планируемые социально-экономические реформы, благотворно повлиять на нравственное здоровье нации. Однако чего здесь больше - вины или беды этой самой, по идее, передовой части общества? Поводом задуматься послужило недавнее утверждение городскими властями Душанбе плана мероприятий столичной администрации по подготовке к очередной встрече президента Эмомали Рахмона с таджикской интеллигенцией, которую в обществе, как считают некоторые наблюдатели, беспощадно ругают в течение последних 20 лет за демонстрацию ими пассивности, безволия и пустословия.
Так чего же ожидают таджикистанцы от нынешней встречи интеллигенции с главой государства? Есть ли надежды на то, что кто-то из ее представителей все же отважится заговорить не только о решении своих личных вопросов, но и поднять проблемы, актуальные для всего общества, волнующие людей? Своей точкой зрения по этим вопросам агентства Таджикского телеграфного агентства (ТаджикТА) в пятницу поделились жители страны.
Хабиб Мирзоев, сотрудник республиканского пресс-центра центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Республики Таджикистан:
- Сегодняшняя интеллигенция выжидает, осторожничает, как будто боится чего-то, поэтому не решается заявить о своем видении решения наболевших вопросов, либо несогласии с тем или иным решением властей.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон активно призывает интеллигенцию участвовать в делах государства. Однако создается впечатление, что это глас, вопиющего в пустыне. Такое ощущение, что это никому не нужно. В таких случаях у нас многие ругают интеллигенцию за бесхребетность, робость перед чиновниками. Наверное, это и имел в виду в свое время Маяковский, который сказал: «Интеллигенция есть ругательное слово».
Но давайте задумаемся над проблемой с другой стороны. А откуда взяться смелым, сильным, готовым отстаивать свою правоту лидерам, когда, к примеру, таким представителям интеллигенции, как председателю социал-демократической партии Рахматилло Зоирову, смело отстаивающему свою позицию, легко затыкают рот с помощью женщин-бунтарей?
А ведь эти «вдруг» появившиеся «бунтарки» явно представляют интересы других партий. Кроме того, разнузданное поведение «активисток» у многих неизбежно вызывает опасение за свою жизнь и безопасность своих близких.
Поэтому от предстоящей встречи не ожидаю ничего нового. На мой взгляд, следует дать интеллигенции больше свободы, создавать для этого благоприятное правовое поле, обстановку, при которой представители нашей интеллигенции, честные, душой болеющие за судьбу страны люди могли бы без опаски высказывать свою точку зрения. Не сделаем этого, так и останемся в застойном болоте.
Евгений Панин, спортивный обозреватель «Радио Тоджикистон»:
- Мы восточная страна, поэтому не только у таджиков, но и всех народов восточных стран уже генетически заложено некое чинопочитание, что, конечно же, мешает проведению равноправного диалога с любым чиновником-руководителем.
Но, с другой стороны, возникает вопрос: если гражданское общество утверждает, что в последние годы оно добилось определенных преимуществ, в том числе и права голоса, тогда почему же оно ведет себя так, как в разгар сталинских репрессий, будто на дворе 37-й году? Почему многие испытывают боязнь отстаивать свою точку зрения?
А может, частичный ответ на этот вопрос найдем в происходящих под нашим носом событиях, ставших, к сожалению, повседневностью? Вспомним, к примеру, как легко в числе отверженных в стране оказались выступившие в защиту опального бизнесмена, в прошлом члена правительства Зайда Саидова такие представители нашей таджикской интеллигенции, как народный поэт Мумин Каноат, поэтесса Гулрухсор Сафиева, академик Мусо Диноршоев и экс-президент академии наук Таджикистана Мамадшо Илолов.
Нурмахмад Саидов, ответственный секретарь PR группы «Афкори джомеа» (Общественное мнение):
- Говорить об интеллигенции и тем более оценивать ее очень сложно. Сказать, что ее у нас вообще нет, язык не повернется. У нас имеются очень много образованнейших и, в то же время, принципиальных людей. Однако, как правило, на встречи с президентом они не попадают.
Будь иначе, такие представители нашей интеллигенции наверняка не промолчали бы, подсказали нужное направление, по какому пути лучше следовать, на что обратить властям, да и всем нам особое внимание.
Считаю, в этом и состоит роль и предназначение нашей интеллигенции. Ведь это понятие специалистами формулируется как слой «людей, профессионально занятых умственным трудом», или, говоря проще, «мозг общества».
Такими качествами обладает таджикский режиссер Барзу Абдураззоков, благодаря которым его успели прозвать – «таджикским Данко». Потому, что в своем творчестве он не боялся выражать наиболее злободневные проблемы нашего общества, говорить правду. Очевидно поэтому он и оказался в немилости дома, а его талант - не востребован.
Поэтому прославленный драматург, писатель, хорошо известный за рубежом оказался не у дел в своей стране! Зато его с распростертыми объятьями ждут в известных театрах других стран, в частности, России и Киргизии, куда он, кстати, и вынужден был уехать на работу. «Не зарабатывать же мне на хлеб на барахолке», - так пояснил свое решение Барзу Абдураззоков перед отъездом.
Думаю, пример «таджикского Данко» явно диссонирует на фоне нынешнего поколения псевдо-интеллигентов, которые из-за боязни лишится своих должностей, дорогих квартир и машин ведут себя как боязливые мышки. При одном замечании со стороны первого лица государства, чиновники высшего звена, долго не приходя в себя, даже получают инфаркты. Поэтому от них не будет проку, а раз так, то должна появиться новая идеология, которая бы отвечала уровню развития нашего времени.
И тут вновь не могу не вспомнить слова таджикского журналиста Марата Мамадшоева, который как-то написал после просмотра спектакля «Эмигранты» в постановке таджикского режиссера Б. Абдураззокова: «Сильное впечатление производит! Барзу просто гений!».
О режиссере он выказался как о представителе таджикской интеллигенции «у кого есть интеллект, кто имеет независимое мышление, кто имеет какой-то багаж знаний». Но таких, по его мнению, сейчас не жалуют.
Многие люди, даже родственники, советовали режиссеру не вмешиваться в политику, не делать политических заявлений, возможно, тогда он был бы более желанной персоной на родине, была бы работа в театре. У Барзу на этот счет свое мнение.
«Театр тесно связан с политикой. Ты не можешь быть изолированным. Никак. Потому что все твоя боль, боль твоих артистов — она втекает в театр. Ты не можешь быть отвлеченным. Никак не можешь. Это глупо. Режиссер автоматически становится политиком, ибо он ставит вопросы общества! У меня в зале бывает по 400 человек, и я с ними общаюсь. Я не клоун, я не развлекаю их, я через развлечения говорю о каких-то насущных проблемах, про то, что во мне кипит, что кипит в обществе. … Мое дело говорить, а не молчать».
Размышляя над поднятой темой, невольно думаешь, что наверняка Таджикистан быстрее найдет свой верный путь, если не только представители интеллигенции, но и все мы научимся открыто, как сказал наш уважаемый драматург Барзу Абдураззоков, «говорить о том, что кипит в обществе»!
Источник: Информационное агентство ТаджикТА