Tajik Development Gateway на русском языке > НОВОСТИ > Миграция/безработица > Таджикские и узбекские мигранты в Москве: когда легальность хуже рабства

Таджикские и узбекские мигранты в Москве: когда легальность хуже рабства

Душанбе. 8 июля. ТаджикТА – На юго-востоке Москвы полиция обнаружила незаконно возведенный бытовой городок, в котором проживало 1380 мигрантов, выходцев из Узбекистана и Таджикистана. Рабочие из Средней Азии, нанятые турецкой фирмой ENKA, размещались в 13 строениях. Почему жизнь в нечеловеческих условиях представляется мигрантам предпочтительнее легализации? Как сделать процесс миграции прозрачнее? На вопросы обозревателя BigCaucasus ответил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Абашин.

- Сергей Николаевич, как сообщают в пресс-службе Управления охраны общественного порядка московской полиции, после проверки документов у задержанных мигрантов сотрудники правоохранительных органов составили «1310 протоколов за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания в РФ и 4 - за нарушение частных охранных услуг с нарушением установленных законом требований». Очевидно, что такого рода меры не могут решить проблемы. Что нужно сделать, чтобы миграция в России стала более прозрачной?

- На мой взгляд, проблема «нелегальности» мигрантов создается в России во многом искусственно из-за чрезмерно жестких правил и ограничений, а также бюрократически усложненной системы. Например, срок пребывания иностранного гражданина из стран СНГ ограничен тремя месяцами, после чего он, если не имеет разрешения на работу или других легальных оснований, должен покинуть Россию. Многие мигранты вынуждены раз в три месяца ехать к российско-украинской границе, пересекать ее и возвращаться обратно, получая необходимую легализацию на следующий срок. Большинство же остаются в России и превращаются в «нелегалов». Почему бы не разрешить мигрантам продлевать свой срок пребывания не сложным путем в Украину, а обычным посещением, допустим, отделения ФМС по месту, где он, мигрант, находится? И мигранту в этом случае удобно, он избавляется от статуса «нелегала», и государству выгодно, потому что оно получает информацию о том, где живет данный конкретный человек, и может каким-то образом дальше контролировать его передвижения, проживание и т.д. Этот пример показывает, что упрощение правил и процедур, уменьшение репрессивности законов может позволить вывести многих мигрантов из «нелегального» статуса, что создаст необходимую основу для снижения коррупционного бизнеса вокруг мигрантов и даст шанс для проведения политики адаптации и интеграции мигрантов в официальном поле.

- СМИ пестрят заголовками, информирующими об обнаружении мигрантского города. Понятно, что это намеренное преувеличение, специальный трюк. Но если посмотреть на вопрос шире: имеют ли мигранты свои «городские» сети внутри мегаполисов?

- Мигранты, конечно, создают какую-то свою инфраструктуру, в которой они получают необходимые услуги и помощь, где у них есть возможность для проведения досуга. Это неизбежный процесс. Решение вопроса, насколько эта инфраструктура будет замкнута в себе, изолирована от окружающего мира, зависит от того, какие усилия государство будет прикладывать для упрощения процедур и правил легализации мигрантов и, соответственно, включения их в жизнь российского общества.